Поколение TikTok: как удержать внимание учеников в эпоху клипового мышления
Время бежит, и вместе с ним меняется не только техника и технологии, но и сам способ восприятия мира нашими детьми. Сегодняшние школьники и подростки – представители поколения, которое родилось и растет в среде постоянного прыжка от одного короткого фрагмента к другому, просмотра коротких роликов, мгновенной смены визуальных стимулов.

Как следствие, снижается концентрация внимания и вовлеченность учащихся во время занятия.В этом материале эксперты IT-школы программирования для детей KIBERone рассказали, почему так происходит, как меняется внимание и мышление, и что можно сделать, чтобы вернуть интерес к обучению.
Почему детям становится «скучно»
Чтобы понять, почему современные дети теряют интерес к учебе, нужно учесть факторы, которые влияют на восприятие информации и концентрацию в эпоху цифрового контента. Ключевые причины, с которыми сталкиваются педагоги и родители:
- Сокращение времени концентрации внимания

Исследования показывают, что молодое поколение привыкло к очень коротким форматам: среднее время удержания внимания у поколения Z может составлять около 8 секунд. Формат коротких роликов (Reels, TikTok) тем временем преобладает, и это влияет на то, как дети воспринимают информацию: быстро, фрагментарно, с подстройкой под визуальные стимулы.
- Клиповое мышление как культурно-информационный феномен
Под «клиповым мышлением» понимают склонность воспринимать информацию фрагментарно, то есть кусками, без глубокого логического и временного контекста, без последовательного анализа. Такое мышление не всегда сознательно, но влияет на то, как ребенок реагирует на учебный материал: длинные объяснения, монотонные блоки, линейность — все это может «не зацепить».

- Большой поток информации и конкуренция за внимание
Дети постоянно окружены медиа стимулами: короткие видео, мемы, переключения между задачами, уведомления. Поэтому сосредоточенность становится дефицитом в учебной среде, где все еще используются традиционные формы подачи материала. Согласно исследованию, частое потребление коротких роликов отрицательно сказывается на внимании, концентрации и успеваемости.
4. Отсутствие связи «учебной темы – личного смысла»

Когда ребенок не видит, зачем ему что-то учить, как это связано с его интересами или деятельностью, то даже при хорошем преподавании мотивация может быстро падать. Сегодня, когда игры, приложения и соцсети мгновенно дают обратную связь, ожидание результата в учебной теме становится менее увлекательным.
Что можно сделать: стратегии удержания внимания
Дальше опишем практику, применяемую, в международной школе программирования для школьников KIBERone. Здесь знают что, понимание проблемы – лишь половина пути. Следующий шаг – это адаптация образовательных подходов под новые особенности восприятия:
- Разбивайте материал на короткие фрагменты

Вместо длинной лекции можно предложить серию мини-блоков по 5-10 минут с активностью, а затем давать мгновенную обратную связь. Это учитывает миграцию внимания и дает ощущение «я сделал/понял что-то».
- Используйте интерактивность и проектный подход
Когда ребенок сам участвует в процессе обучения, например, создает, программирует, тестирует, то его внимание подключается активнее. Проекты особенно эффективны, если они связаны с тем, что ему действительно интересно: игры, приложения, мультимедиа. Детские курсы по программированию учитывают эту особенность, предлагая интерактивное дополнительное образование.
- Связывайте учебный материал с актуальными технологиями
Если мы говорим о программировании, 3D-моделях, AI-решениях, то это работает так: ребенок видит, что не просто «учит язык программирования», а «создает свое приложение». В IT-школе KIBERone именно так: например, модули включают создание игр, чат-ботов, 3D-моделей, а также кибербезопасность.
- Мотивируйте и давайте ощущение прогресса
Маленькие достижения, сертификаты, п убличное представление результатов – все это подпитывает мотивацию. В KIBERone дети получают международные сертификаты, участвуют в мероприятиях и работают в мини-группах.
- Учите саморегуляции и управлению вниманием
В эпоху постоянных скачков внимания полезно связывать уроки с навыками концентрации, планирования и управления временем: например, «10 минут без телефона перед заданием» или «отчет: что удалось сделать за 15 минут». Это помогает ребенку вернуть контроль над процессом.
Почему все это особенно актуально в IT-образовании
Обучение детей IT само по себе предлагает множество преимуществ, когда дело касается удержания внимания:
- Проектное обучение дает быстрые результаты, так как ребенок видит реальный итог своей работы.
- Работа на компьютере или гаджете – это привычная среда для современного ребенка, что снижает «барьер входа».
- Сотрудничество и микро-группы способствуют социальной мотивации.
- IT-навыки сегодня становятся нормой, а не исключением: дети понимают, что это реально важно.
- Не ждите, что ребенок будет слушать 45 минут без переключения внимания: лучше использовать «гибкие» форматы, разбивку на блоки, разные активности.
- Интегрируйте в уроки элементы геймификации и практики, тогда ученик будет участником процесса обучения, а не просто слушателем.
- Поддерживайте связь между тем, что ребенок делает на занятии, и тем, что он может сделать сам или показать родителям и друзьям.
- Не забывайте про саморегуляцию: помогайте ребенку выстраивать режим, переключаться, понимать, зачем ему нужен тот или иной навык.
Рекомендации родителям и педагогам
В KIBERone уверены: каждый ребенок обладает потенциалом, чтобы не просто идти в ногу со временем, а опережать его. Важно дать ему для этого нужные инструменты и вдохновение. Хотите, чтобы ваш ребенок проводил время за компьютером с максимальной пользой? Запишите его на пробный урок в международную школу IT и программирования KIBERone: персонализированный подход, современные образовательные методики и участие в IT-соревнованиях поможет ему открыть дверь в мир IT — мир безграничных возможностей.
Комментариев пока нет.