Продавцы закрепляются в онлайне

Сегмент онлайн-торговли заметно вырос после начала пандемии, в том числе в Черноземье. Здесь открывается все больше пунктов выдачи заказов (ПВЗ) и строятся новые логистические комплексы. При этом крупные интернет-ритейлеры неохотно делятся детальной информацией о рынке, предпочитая общие фразы конкретным показателям. Эксперты связывают рост онлайн-торговли в Черноземье с укреплением логистики и появившимся спросом у консервативных потребителей. Они отмечают, что торговля через маркетплейсы «оптимизирует работу традиционного ритейла» и стимулирует офлайн-продавцов переходить в онлайн.

В 2023 году в Черноземье у крупнейших маркетплейсов, таких как Ozon, Wildberries и «Яндекс-маркет», в среднем в два раза выросло количество ПВЗ, свидетельствуют данные самих торговых площадок. Компании также фиксируют рост числа сотрудничающих с ними предпринимателей и инвестируют в строительство новых логоцентров на территории макрорегиона.

У Wildberries, по собственным данным на начало февраля, в Черноземье работает 1 850 ПВЗ. В Воронежской области расположены 533 пункта, в Белгородской — 444, в Липецкой — 253, в Курской — 248, в Тамбовской — 208, в Орловской — 164. Данных о росте ПВЗ по сравнению с 2022 годом и числе продавцов в компании не привели. Кроме того, Wildberries активно инвестирует в создание собственных складских мощностей в Черноземье, охватив проектами в этой сфере почти все регионы.

Другие маркетплейсы не стали раскрывать абсолютные цифры вообще.

В Ozon рассказали, что еще не раскрывали операционные и финансовые показатели за 2023 год. На начало 2024 года ПВЗ в Черноземье «доступны 75% жителей макрорегиона». За девять месяцев в крупных городах Воронежской и Белгородской областей с населением от 200 тыс. человек открылось в 2,5 раза больше пунктов, чем за тот же период

2022 года. В Орловской области за это же время зафиксирован рост числа ПВЗ в 2,4 раза, в Курской и Липецкой областях — в 2,3 раза, в Тамбовской области — в 2,1 раза больше. Также в компании отметили, что активных продавцов из Черноземья за январь–сентябрь стало почти в два раза больше. Площадь всех складов маркетплейса в макрорегионе на конец января составляет около 100 тыс. кв. м.

К концу 2024 года компания планирует увеличить ее в полтора раза. По открытым данным, у Ozon есть два логоцентра в Воронежской области: в Рамонском районе на 25 тыс. кв. м и в селе Алексеевка на 20 тыс. кв. м. Последний оценивался в 3,4 млрд руб.

В «Яндекс-маркете» заявили о росте числа ПВЗ во всех регионах Черноземья в 1,9 раза — в сравнении января этого и января прошлого года. Лидирует по количеству пунктов Воронежская область. Число партнеров-предпринимателей из Центрального федерального округа (ЦФО) за год выросло в 1,6 раза. Более подробных данных в компании не раскрыли.

Еще в одном крупном маркетплейсе «Мегамаркет» не ответили на запрос.

По данным региональных властей, в Воронежской области работают 2 326 ПВЗ от различных маркетплейсов, в Белгородской области — 1 148, в Тамбовской — 508, в Орловской — более 500 (с учетом постаматов). В Воронежской области действуют более 800 компании и 585 индивидуальных предпринимателей, чьи ОКВЭД связаны с интернет-торговлей. Из них 1 311 относятся к малому и среднему бизнесу. В Белгородской области доля онлайн-продаж в общем объеме оборота розничной торговли за девять месяцев составила 4,1%. В Тамбовской области через онлайн-платформы торгуют более 1,6 тыс. компаний и предпринимателей, а благодаря открытию ПВЗ в 2023 году появилось 320 новых рабочих мест.

Курские и липецкие власти подробную статистику не ведут.

Леонид Делицын, аналитик ФГ «Финам»:

— Выручка маркетплейсов на территории Черноземья увеличивается на 50% в год. На маркетплейсах начали покупать товары старшие, более консервативные поколения. Раньше они предпочитали традиционные магазины. Рынок маркетплейсов консолидировался, их бренды укрепились, и консервативные потребители стали им доверять. Также значительно выросшие компании укрепили логистику и в буквальном смысле приблизились к потребителю. Помимо этого, интернет-магазины вложились и в маркетинг и стали заметнее. Ускорение доставки и рост торговли через онлайн-каналы оптимизируют и работу традиционного ритейла. В прошлые десятилетия во многих регионах мира прошло довольно заметное разделение на мини-маркеты у дома и большие моллы на удалении от центра. Мини-маркеты сконцентрировались на ассортименте ежедневного спроса, а моллы, наоборот, на широком выборе и рекреации. В результате торговля стала работать эффективнее. Похожий процесс идет и сегодня благодаря маркетплейсам.

Александр Хазариди, эксперт консалтинговой группы «Полилог»:

— Онлайн-торговля в России в 2023 году по сравнению с 2022-м выросла на 5% и продолжает расти. ПВЗ в крупных городах открываются практически друг напротив друга, однако пика этот вид торговли еще не достиг. Наиболее развитые в этом отношении регионы — те, в которых хорошо налажена логистика, которые близки к основным транспортным артериям. Черноземье — из таких. Макрорегион интересен и лидерам этого рынка. Появление новых ПВЗ связано с упрощением процесса покупок. Все больше людей начинают ценить свое время и выбирать вместо похода в магазин или на рынок онлайн-заказ. Если до пандемии часть россиян не доверяли качеству товаров на маркетплейсах, то после их восприятие поменялось. Это отражается на розничном офлайн-бизнесе. Онлайн-продавцы не платят аренду — только комиссию сервису, поэтому они могут позволить предлагать более доступные цены для покупателя. Офлайн-продавцов это стимулирует переводить свой бизнес в онлайн или же предлагать более качественные и специализированные товары, которые не всегда есть на маркетплейсах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *