Профессор ВШБ Сергей Филонович: актуально ли бизнес-образование сегодня?

Сергей Филонович, д.ф.-м.н., профессор Высшей школы бизнеса (ВШБ) НИУ ВШЭ поделился с порталом MBA.su размышлением о ценности новых знаний в сегодняшних условиях жестких непредсказуемых изменений:

«Бизнес-образование, как всякое профессиональное образование, нацелено на ускорение карьеры человека, в данном случае – в бизнесе. Если исчезновение бизнеса в нашей стране не планируется, то и вопрос о карьерном росте в этой сфере не уходит с повестки дня. Вопрос скорее требует другой формулировки: какое бизнес-образование нужно россиянам в наши дни?

Если речь вести о первом высшем образовании, то будущим менеджерам по-прежнему надо иметь представления об основных функциях менеджмента, базовых представлениях маркетинга, законах операционного менеджмента и т.д. Поэтому ядро этого образования не меняется. Однако цифровизацию не отменит ни Ковид, ни экономические санкции, ни переориентация российского импорта-экспорта с Запада на Восток. Эту компоненту базового бизнес-образования нужно менять. Очевидно, что нужны новые кейсы, отражающие специфику бизнес-культуры тех стран, с которыми Россия планирует интенсифицировать сотрудничество. Много ли сейчас в портфеле российских школ бизнеса кейсов о Китае, Индии, Таиланде или Индонезии?

Если говорить о программах типа МВА, то здесь требуются более радикальные изменения, поскольку они решают задачу не первичного формирования управленческого мышления, а задачу адаптации этого мышления к текущей ситуации. Роль политики в современном бизнесе резко возросла. Между тем в программах МВА тема политики либо вообще не затрагивалась, либо рассматривалась весьма поверхностно. Модель идеальной конкуренции, лежавшая в основе многих курсов по стратегии, стала неактуальной. Но сама конкуренция никуда не исчезла, она приобрела новые, зачастую гораздо более изощренные и жесткие формы. Где люди бизнеса должны учиться эффективному поведению в этих новых условиях как не в бизнес-школах?

Другой вопрос, способны ли российские бизнес-школы дать это столь необходимое новое знание своим слушателям. Есть подозрение, что те школы, которые раньше вполне успешно транслировали слушателям западные традиции менеджмента, могут остаться не у дел. На первый план выходит способность бизнес-школ генерировать новое знание, вырабатывать модели и подходы к ведению бизнеса в условиях жестких и подчас неожиданных (непредсказуемых) ограничений. Те школы, которые справятся с этой задачей, не просто окажутся победителями в конкуренции за сжимающийся контингент людей, заинтересованных в получении бизнес-образования, но смогут придать этому образованию новый вектор и новый смысл».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *